Строительство ДнепроГЭСа - фотографии Запорожья
Фото навигация

Строительство ДнепроГЭСа

В начале строительства центральной фигурой на Днепрострое был грабарь. Тысячи людей этой специальности трудились на самых различных гидротехнических объектах; они вынули и переместили своими однолошадными повозками целые горы земли. Но к моменту выполнения основных работ положение на строительстве коренным образом изменилось. Впервые в практике отечественного гидростроения была применена новейшая техника. Если для Шатурской электростанции котлы по указанию В. И. Ленина были сняты с броненосца, а на Кашире порой гвозди приходилось делать вручную, то ко времени сооружения Днепрогэса у нашего государства уже нашлись средства для приобретения самого совершенного оборудования и механизмов. Многие промышленные предприятия страны включились в соревнование за почетное право получить заказы Днепростроя.

Федор Гладков - Его хорошо знал В. И. Ленин, он был другом Красина. Он старый, очень опытный инженер, построивший Шатуру. Винтер с самого начала поставил целью — построить Днепрогэс дешево и хорошо, не голыми руками, а силой высочайшей техники.

Федор Гладков — Его хорошо знал В. И. Ленин, он был другом Красина. Он старый, очень опытный инженер, построивший Шатуру. Винтер с самого начала поставил целью — построить Днепрогэс дешево и хорошо, не голыми руками, а силой высочайшей техники.

Уже к концу 1927 года первые строительные механизмы вступили в действие. А в разгар строительства на Днепрострое работало 60 паровозов, более 200 железнодорожных платформ, около ста думпкаров, 12 паровых и электрических экскаваторов, 30 паровых кранов, 17 вантовых и жестких дерриков.
Обилие новой техники потребовало создать собственную производственно-ремонтную базу. Цеха центральных механических мастерских (котельный, сварочный, литейный и другие) по своей оснащенности не уступали цехам машиностроительного предприятия.

«Можно смело сказать, и это признают и иностранные специалисты, что Днепровское строительство оборудовано так богато, как немногие заграничные постройки»

— отмечал в одной из статей Александр Васильевич Винтер.

Эти мирные взрывы возвестили: Днепрострой начат!

Эти мирные взрывы возвестили: Днепрострой начат!

Днепрострой стал первой в стране массовой школой высокомеханизированного строительства. И справедливо в его большую заслугу ставится то, что здесь сумели не только увлечь пафосом строительства тысячи и тысячи рабочих, в большинстве пришедших из деревень, но и научить их, привыкших к сохе, топору и кувалде, управлять самой совершенной по тем временам техникой. Уже через каких-нибудь полгода работ крановщики, экскаваторщики, машинисты станков глубокого бурения начали перекрывать нормативы, указанные в технических паспортах многих зарубежных механизмов.
Газеты писали:

«Высокой технике Америки даны советские поправки!» «Мы здесь организовали дело на основе новой техники,— говорил С. В. Косиор на сессии ВУЦИК, состоявшейся на Днепрострое,— и этой техникой овладели».

Характерной особенностью Днепрогэса является также и то, что к его строительству приступили только после окончательного утверждения детального проекта, а составления сметы. Благодаря этому работы велись планомерно, основательно и бесперебойно.

Здание управления Днепростроя

Здание управления Днепростроя

Но своенравный Днепр преподносил строителям свои сюрпризы. Не так просто было опускать в беснующуюся реку брусчатые клети ряжей, создавать из них перемычки, выполнять бетонирование. И тут успех дела решал энтузиазм масс. За наибольшее количество уложенного бетона соревновались бригада с бригадой, участок с участком, берег с берегом.

«Каждый вечер, — вспоминал начальник гидротехнического отдела И. И. Кандалов, — на бетонных заводах левого и правого берегов вспыхивали световые сигналы, возвещающие о количестве уложенного бетона. В сумерках к берегам Днепра сходились толпы людей, многие из которых даже не имели прямого отношения к строительству, чтобы своими глазами увидеть эти сигналы». В холодный сентябрь 1929 года днепростроевцы уложили за месяц 57 ООО кубометров бетона. Был перекрыт высокий показатель, достигнутый американцами. Днепрострой вступил в полосу мировых рекордов. 1930 год вошел в летопись Днепростроя как «год большого бетона».

По расчетам технического совета в плотину, ГЭС и шлюз надлежало уложить за сезон 300—350 тысяч кубометров бетона. Управление строительством утвердило первоначально план в 417 тысяч кубометров, а позже, скорректировав его в соответствии со сложившимися обстоятельствами, довело до 427 тысяч кубометров. И вот тогда на Днепрострое впервые прозвучало слово «встречный».

Так началось строительство...

Так началось строительство…

Убедившись В могучей силе социалистического соревнования и рабочего энтузиазма, строители округлили цифру сезонного плана до 500 000. Эту цифру можно было увидеть всюду, буквально на каждом шагу: на доске производственных показателей и кабинах паровых железнодорожных кранов, в рабочих поселках и на бортах думпкаров. Коротко и понятно: «Даешь 500 000!»

«Это несерьезный разговор,— заявил глава американской консультации мистер Хью Купер.— Уложить 500 тысяч кубометров — все равно, что на один доллар выиграть пятьсот…»

Уже к концу 1927 года первые механизмы вступили в действие

Уже к концу 1927 года первые механизмы вступили в действие

Но многотысячный коллектив днепростроевцев, вдохновленный коммунистами, выиграл решающую битву за бетон. Встречный план был выполнен почти за месяц до окончания года. Всего за сезон в гидросооружения было уложено 518 тысяч кубометров бетона. В тот памятный декабрь тридцатого года Михаил Кольцов писал о днепростроевцах в «Правде»: «Они делали плотину, а плотина делала их». Имена ударников Днепростроя — девушек-бетонщиц Марии Велик и Марии Жуковой, крановых машинистов Павла Бурбэ и Дмитрия Беляева, плотника Петра Думкина, машиниста паровоза Афанасия Дмитрусенко, водолаза Павла Орова и многих других знала вся страна. Гордостью всей днепростроевской комсомолии была бригадир бетонщиц Женя Романько. Своим энтузиазмом и исключительно новым, ни с чем не сравнимым опытом Днепрострой привлекал внимание выдающихся деятелей науки I культуры. На стройке побывали Максим Горький, Владимир Маяковский, Александр Фадеев, Алексей Новиков-Прибой, Мате Залка, Анри Барбюс, Александр Довженко. Родным домом была стройка для писателя Федора Гладкова, поэтов Владимира Сосюры и Александра Безыменского. Впоследствии и сам Днепрострой пополнил ряды литераторов своими воспитанниками — Яковом Башем, Миколою Нагнибедою и другими. Днепрострой стал одним из главных героев советской литературы.

Литература: «Огни Днепростроя» (фотокнига). Киев, «Мистецтво» 1980 год.

Смотрите также:
Оставить комментарий