По Ленинскому плану ГОЭЛРО
«Реве та стогне Дніпр широкий...» Эта шевченковская строка с детства знакома каждому украинцу. Именно таким — непокоренным, сильным и в то же время беспомощным перед слепыми силами природы — простирался седой Славутич возле Запорожья: девять гранитных порогов и десятки каменных «заборов» перекрывали его русло. Из могучей судоходной артерии, соединяющей земли России, Белоруссии и Украины, было вычеркнуто без малого сто километров, что исключало возможность водного сообщения между верховьем Днепра и Черным морем. Веками лелеял народ сокровенную мечту о покорении стихии Днепра. Не раз предпринимались попытки «чищения» и «утопления» порогов, составлялись различные проекты шлюзования. В архивах дооктябрьской России их собралось около двух десятков, но ни одному из них так и не суждено было осуществиться. Много всяческих преград вставало на пути воплощении в жизнь тех или иных инженерных решений, но главной бедой было помещичье землевладение. Некий граф Стенбок-Фермор, которому принадлежали при днепровские земли, запросил в виде компенсации большую сумму денег только за землю, но и за воду Днепра, ссылаясь на дарственные грамоты императрицы Екатерины, которыми за ним закреплялись в вечное потомственное владение «земля, вода и воздух…».
Всевозрастающая необходимость регулярного судоходства по Днепру заставила все же задуматься над проблемой порогов. Однако технико-экономическая отсталость России и косность чиновничье-бюрократического правительственного аппарата не позволили осуществить даже самые простые инженерные решения. Единственное, на что оказались способными царские чиновники, так это организовать вдоль опасного участка Днепра специальные поселения, жители которых обязаны были сопровождать через пороги небольшие суда.
Народную мечту сделал реальностью Великий Октябрь. Всего через два с половиной месяца после тех памятных дней, которые потрясли мир, вождь победоносной пролетарской революции принял в Смольном инженера Винтера.
В то время у молодой Советской республики было мною неотложных и трудных дел, но в числе других В. И. Ленин счел необходимым обратить внимание на проблему электрификации страны. С глубоким интересом расспрашивал Владимир Ильич обо всех новейших научно технических достижениях в области электроэнергетики. Видимо, уже тогда в его сознании зрел грандиозный план хозяйственного переустройства, получивший свое всеобъемлющее воплощение в гениальной формуле: «Советская власть + электрификация = коммунизм».
В мае 1918 года декретом Совнаркома при Высшем Совете народного хозяйства был образован Комитет государственных сооружений, в состав которого входило Управление электротехнических сооружений — «Энергострой». Одновременно во всех губерниях, освобожденных от белогвардейцев и интервентов, создавались местные электротехнические отделы и комиссии по электрификации. У истоков всех нововведений, казавшихся тогда многим странными (в стране царили разруха, голод, эпидемии), стоял В. И. Ленин. Уже тогда он был твердо уверен, что «электрификация переродит Россию». Выступая с докладом на первой сессии ВЦИК VII созыва, В. И. Ленин говорил:
«Мы должны иметь новую техническую базу для нового экономического строительства. Этой новой технической базой является электричество. Мы должны будем на этой базе строить все».
Ильич не только указал на революционизирующую роль электрификации, но и наметил пути ее развития в нашей стране, был вдохновителем и непосредственным руководителем большой и весьма трудоемкой работы по составлению первого общегосударственного перспективного плана социалистического переустройства всей экономики молодой рабоче-крестьянской Республики. В декабре 1920 года к открытию VIII Всероссийского съезда Советов был отпечатан первый тираж государственного плана, составленный комиссией по электрификации России, - ГОЭЛРО.
- Я надеюсь, обратился к делегатам Владимир Ильич, что вы, этого томика не испугаетесь. Я думаю, что мне не трудно будет убедить вас в особенном значении этого томика. На мой взгляд, это — наша вторая программа партии.
Одобренный съездом план ГОЭЛРО предусматривал строительство в ближайшие 10-15 лет 30 новых электростанций — 20 тепловых и 10 гидравлических. Самой крупной из них должен был стать Днепрогэс. Извечная проблема Днепра решалась теперь уже комплексно, с учетом не только транспортных, но и энергетических, промышленных задач, а в перспективе — и орошения сельскохозяйственных угодий.
Об особо важном значении будущей днепровской гидроэлектростанции возле Александровска (ныне Запорожье) для всего южного района страны говорил на съезде Г. М. Кржижановский.
Многим зарубежным деятелям будущее России представлялось «во мгле». Ленин же видел страну Советов в сиянии электрических огней —он хорошо знал свой народ, верил в его неиссякаемые творческие силы и трудовой героизм.
В те суровые дни, сквозь пламя гражданской войны и иностранной интервенции, виделись Ильичу и огни Днепрогэса. Об этом свидетельствует IV становление Совета Труда и Обороны от 1 июня 1921 года, утвердившее конкретную программу электростроительства. Восьмым пунктом в нем записано:
«Изыскание и проектировка Днепровской гидроэлектрической станции и приступ во второй половине года к сооружению вспомогательной тепловой электростанции на 10 000 квт близ города Александровска…»
Литература: "Огни Днепростроя" (фотокнига). Киев, «Мистецтво» 1980 год.