Постановление о восстановлении Днепровской ГЭС
23 февраля 1944 года Государственный Комитет Обороны принял постановление о восстановлении Днепровской ГЭС имени В. И. Ленина. Наркомату электростанций было поручено провести ряд неотложных организационных мероприятий, в частности, образовать специальное строительно-монтажное управление Днепрострой. Для решения этого вопроса в Запорожье прибыла группа руководящих работников во главе с начальником строительства Ф. Г. Логиновым — заместителем наркома электростанций СССР.
Поначалу предстояло расчистить завалы, масса которых составляла почти четверть миллиона кубометров раздробленного бетона. Одновременно производились и другие подготовительные работы. Вскоре был пробит первый туннель — донное отверстие, которых позже насчитывалось 16, — и пущен движок мощностью 3 киловатта. И это там, где раньше энергетические мощности измерялись сотнями тысяч киловатт! 7 июля 1944 года в израненную плотину был уложен первый кубометр бетона...
Проект организации восстановительных работ был составлен с учетом военного времени: предусматривалось максимальное использование местных подручных материалов; подсобные предприятия ориентировались на такое оборудование и механизмы, которые могли быть получены во время войны или же изготовлены своими силами. Возрождать Днепрогэс съехались бывшие днепростроевцы и днепрогэсовцы, а также молодежь, делавшая первые самостоятельные шаги в жизни. Для нее, как и для ветеранов, слово «Днепрострой» было паролем. Трудно пришлось строителям возрождать плотину. Необорудованное жилье, питание скудное, а на работе — нехватка инструментов, материалов, механизмов. Но никто не роптал, ведь на фронте было еще тяжелее. Днепрострою, как и всей Советской Украине, огромную поддержку оказывали братские республики, и прежде всего — великий русский народ. Из резервов, предназначенных для фронта, Государственный Комитет Обороны выделил строителям Днепрогэса 44 автомашины. Армия прислала инженерно-строительную бригаду, флот — группу водолазов. Железная дорога передала на баланс стройки несколько паровозов и 300 трофейных вагонов. К моменту выполнения самых трудоемких работ из далекой Бурят-Монгольской автономной республики прибыли 252 лошади, затем ещё 127 — из Молдавии; благодаря этому удалось частично компенсировать нехватку строительной техники.
1 декабря 1944 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «О мерах помощи Днепрострою по восстановлению Днепрогэса имени В. И. Ленина». Все больше эшелонов направлялось в Запорожье с Урала и Сибири, с Москвы, Ленинграда, Баку, Петрозаводска, Ташкента и других городов страны. Строительный лес сплавлялся по Днепру через пороги, которые возникли в связи с понижением уровня воды в водохранилище перед взорванной плотиной. Снова встали на плоты овеянные ветрами плечистые, бесстрашные лоцманы из Каменки-Днепровской. Среди них выделялся и пользовался большой любовью строителей Кузьма Иванович Казанец. Водил он караваны плотов для первого Днепро-строя, с большим желанием взялся за эту нелегкую, порой опасную работу и в период восстановления Днепрогэса.
Ударным трудом отвечали строители на всенародную заботу. Почти все комсомольско-молодежные коллективы Днепростроя удостоились права именоваться фронтовыми. Одной из первых это звание завоевала бригада Ани Лошкаревой, приехавшей на стройку с Урала. В листовках выездной редакции «Правды» рядом с сообщениями Совинформбюро о числе кварталов, занятых нашими войсками в Берлине, печатались сводки о количестве бетона, уложенного в израненную плотину, и имена тех, кто вершил этот трудовой подвиг. Эстафету Жени Романько, Марии Белик, Марии Жуковой с честью приняли комсомольцы 40-х годов Акули-на Безродная, Наталья Друшлякова, Паша Коробова, Елизавета Недякина, Мария Сухенко, Полина Шило и многие другие.
Днепростроевцы понимали, что для восстановления народного хозяйств крайне необходим стальной листо-прокат, основным производителем которого до войны был завод «Запорожсталь». Но самой «Запорожстали», как и другим крупным промышленным предприятиям Приднепровья, нужен живительный ток Днепрогэса. Вот почему восстановление «Запорожстали» и Днепрогэса стало первоочередной задачей, и оба объекта являлись главными ударными стройками страны.
В августе 1946 года по рекомендации ЦК ВКП(б) первым секретарем Запорожского обкома КП(б)У был избран Л. И. Брежнев. В тех сложных условиях, позже вспоминал Леонид Ильич:
«нужны были огромная организаторская деятельность в массах, политическая прозорливость, мастерство оперативного руководства, чтобы, правильно оценив обстановку, наметить основные направления восстановительных работ, сосредоточить силы и средства на решающих объектах. Нужны были большевистская целеустремленность, безграничная вера в творческие силы трудящихся, несгибаемая воля, настойчивость и огромная работоспособность, чтобы преодолеть трудности разрухи, обеспечить успех дела»
Буквально на каждом шагу перед строителями и монтажниками вставали головоломные задачи. И всегда на самом трудном участке первому секретарю обкома партии удавалось создать в коллективе атмосферу уверенности в безусловном успехе. Это было возможным только благодаря постоянному общению с людьми, Л. И. Брежнев знал не только руководителей стройки, но и многих бригадиров и рядовых рабочих. Знал не понаслышке, а лично. Он не раз тепло и сердечно отзывался о передовых строителях Порфирии Дегтяре, Андрее Вивтинце, Анне Лошкаревой, Иване Касапове, Марии Тарасенко и многих других.
Запорожский обком партии мобилизовал на помощь Днепрострою сельских тружеников. Возглавляли ЭТИ группы обычно секретари райкомов комсомола.
Большие трудности испытывал Днепрострой во время пробивки донных отверстий. Проходка туннелей проводилась необычным для мировой гидротехники способом — взрывом на выброс. Но закрывать образовавшиеся проемы становилось все труднее из-за увеличения давления воды. Был объявлен конкурс на лучшее инженерное решение проблемы, итогом которого стали знаменитые «щиты-хлопушки». Однако и эти приспособления не дали желаемого результата. К работе привлекли водолазов —их опускали в воду в специальной металлической клетке, предохранявшей от засасывания в щель. А когда поток удавалось уменьшить, наступая черед строителей. Они пробивались шаг за шагом в донное отверстие, по полу которого со скоростью курьерского поезда проносился метровый слой воды.
Настоящий героизм проявили при проходке туннелей инженеры В. 3. Бурцев, А. В. Поляков, М. А. Белкин, М. И. Орел, Б. И. Данилович. А. С. Хохлов, Б. Е. Янчевский. мастера Я. А. Гончаров, Н. Г. Дорофеев.
М. Д. Чайка, рабочие А. Т. Сидоренко, А. С. Егоров и другие. Была в ходу тогда такая поговорка: кто боится воды — тому нечего делать в донном отверстии. Не каждый мужчина осмеливался спускаться в них, а девушки из бригады Полины Шило и Паши Коробовой работали там... Нигде и никогда не проводилась прежде глубинная цементация в таких огромных масштабах, как на восстановлении Днепрогэса. Лучше других с этой сложнейшей работой справилась бригада старшего бурового мастера Прасковьи Ивановны Канцелярист.
Коммунистам Днепростроя хорошо запомнилась 1-я днепростроевская партийная конференция и участие в ней Леонида Ильича Брежнева. Он сосредоточил внимание райпарткома, всех делегатов конференции на таких важных вопросах, как организаторская и массово-политическая работа по широкому развертыванию действенного социалистического соревнования. «Соревнование,— подчеркивал Леонид Ильич,— это испытанный метод нашей партии, с помощью которого мы «вытянули» не одну стройку, решили не одну сложнейшую проблему...»
Когда в январе 1947 года состоялся пробный пуск первого гидрогенератора, почетное право перерезать красную ленту на регуляторе турбины днепростроевцы предоставили Леониду Ильичу Брежневу. 3 марта восстановленный агрегат дал ток. Это была выдающаяся победа на трудовом фронте. Ведь не прошло и двух лет после опустошительной войны, а Днепрогэс — творение и гордость всего советского народа — в строю действующих! В том же году были поставлены под нагрузку еще два агрегата.
И здесь нельзя не упомянуть о подпятниках на американских агрегатах, которые доставили монтажникам Днепростроя немало хлопот и почти на два месяца оттянули введение в строй станции. Из четырех комплектов подпятников лишь один оказался доброкачественным. Пуск второго и третьего гидрогенераторов срывался. Тогда днепростроевцы решили приспособить подпятники от старых, взорванных агрегатов. Представители фирмы «Дженераль электрик» категорически возражали, но было ясно, что делается это только из престижных соображений.
Главного инженера Днепростроя И. И. Кандалова, начальника и главного инженера Днепровского управления «Гидромонтаж» К. И. Мельниченко пригласил к себе Л. И. Брежнев. Обсуждение возникшей проблемы проходило в спокойной и деловой обстановке. Первый секретарь вникал во все подробности, предъявлял техническим руководителям обоснованные претензии, терпеливо выслушивал объяснения, расчеты и предложения. Убедившись в том, что эксперимент с пуском на старом подпятнике не требует никаких переделок и не угрожает сохранности генератора, Леонид Ильич дал указание готовиться к пуску, а согласование эксперимента с соответствующими инстанциями взял на себя. На довоенном подпятнике был пущен второй агрегат, затем и третий. Спустя некоторое время на всех трех американских генераторах были установлены новые надежные подпятники, сконструированные и изготовленные на ленинградском заводе «Электросила».
В 1948 году дал промышленный ток первый отечественный агрегат. Пресловутый «Голос Америки» поспешил тогда сообщить, что в связи с отъездом американских специалистов дела у днепростроевцев не клеятся и пущенный агрегат работает чуть ли не в половину своей мощности. В действительности все обстояло наоборот. При наилучшем режиме работы коэффициент полезного действия американских турбин был значительно ниже гарантийного и равнялся 90%, в то время как новый, отечественный агрегат имел значительно лучший показатель—93%. Советское оборудование оказалось более надежным и удобным в эксплуатации, так, рабочее колесо американской турбины собиралось из трех частей, а у нашей оно было цельнолитым и имело более совершенные, лучше обтекаемые лопасти. Смазка подшипника у американской турбины масляная, у нашей — водяная. При попадании воды (в частности в период паводка) американскую турбину приходилось останавливать, наша же в таких условиях продолжала работать. Ряд существенных преимуществ над импортными машинами имели также отечественные генераторы. Восстановление Днепровской гидроэлектростанции стало классическим образцом сосредоточения сил и средств на решающих участках. И в этом, несомненно, большая заслуга областного комитета партии и его первого секретаря Л. И. Брежнева. В декабре 1947 года Леонид Ильич и ряд других участников возрождения Запорожского индустриального комплекса были награждены орденами Ленина.
Радостная весть пришла на днепровские берега в канун Первомая 1948 года: Днепрострой удостоен высшей награды Родины. Засияли трудовые ордена на груди начальника строительства ф. Г. Логинова, прославленных бригадиров Андрея Евграфова, Михаила Дерипалко, Прасковьи Коробовой, Таисии Черемискиной, Полины Шило, Петра Синявского, мастеров Прасковьи Канцелярист, Анны Лошкаревой, кузнеца Андрея Вивтин-ца... Второй орден Ленина был вручен главному инженеру И. И. Канлалову и главному механику А. Г. Иванову. За большой вклад юношей и девушек города в возрождение Днепрогэса правительственной награды удостоился вожак запорожской комсомолии М. Н. Всеволожский — ныне первый секретарь Запорожского обкома Компартии Украины, Герой Социалистического Труда. Орденами и медалями были отмечены в те памятные дни 646 днепростроевцев. 1949 год... Восстановлены и введены в эксплуатацию три гидрогенератора вместо двух по плану. Начиная с пятого агрегата, их монтаж проводился широким фронтом и поточным методом, сборку отечественных турбин монтажники вели с особым энтузиазмом, внедряя при этом множество технических новшеств. Если на сушку импортного генератора раньше уходило более месяца, то на электросиловском этот процесс занимал 5— 8 суток. Агрегаты второй очереди сдавались в эксплуатацию досрочно. В июне 1950 года на гидростанции уже работали все девять генераторов. За разработку и внедрение в гидротехническое строительство принципиально новых решений начальнику Днепростроя ф. Г. Логинову, главному инженеру И. И. Кандалову, начальнику Днепровского управления треста «Гидромонтаж» К. И. Мельниченко, инженерам П. А. Медведеву, Б. И. Даниловичу, А. Н. Мещерякову, главному механику А. Г. Иванову, бригадиру электромонтажников П. И. Синявскому и главному архитектору Г. М. Орлову в 1951 году была присуждена Государственная премия СССР.
«Задание партии и правительства — выполнено!» — рапортовали днецростроевцы через пять лет после окончания опустошительной войны. Полностью восстановленный Днепрогэс стал и краше, и мощнее. По сравнению с довоенной мощность станции возросла на 16 процентов, а суммарная выработка электроэнергии к концу первой послевоенной пятилетки превысила довоенную на 45 процентов. Стоимость дополнительно выработанной электроэнергии практически покрывала затраты, произведенные при восстановлении.
Литература: "Огни Днепростроя" (фотокнига). Киев, «Мистецтво» 1980 год.