Первый промышленный ток Днепрогэса
1 мая 1932 года первый гидрогенератор Днепрогэса дал промышленный ток. Вслед за ним быстрыми темпами вводились в эксплуатацию агрегаты первой очереди.
«Ни американцы, бывшие свидетелями других строек, ни немцы, умеющие дисциплинированно работать, не верили в наши возможности,— писал А. В. Винтер.— А все-таки наша взяла, все-таки здесь, на Днепре, они увидели то новое, чего нет у них и не может быть в условиях капиталистического хозяйства».
10 октября гидростанция на Днепре вступила в строй действующих. Митинг на площади Днепрогэса слушал весь мир. Здесь Михаил Иванович Калинин сообщил собравшимся, что Днепрогэсу присвоено имя В. И. Ленина.
Вечером над рекой вспыхнули сотни прожекторов. На гигантской плотине ГЭС зажглись, сверкая множеством лампочек, огромные буквы крылатой фразы: «Советская власть плюс электрификация есть коммунизм!» Страна по достоинству оценила подвиг покорителей Днепра. Многие из них были удостоены высоких правительственных наград. Высшей наградой Родины II орденом Ленина был увенчан славный путь днепростроевской комсомолии.
Поздравляя строителей с трудовой победой, Сергей Миронович Киров писал: «Вашим энтузиазмом, вашей героической работой вы еще раз блестяще показали необъятную творческую мощь победившего пролетариата, несокрушимую волю большевиков».
На торжественный пуск гидростанции приехал из Франции пламенный писатель-трибун Анри Барбюс. Из-за океана днепростроевцев приветствовал Теодор Драйзер: «...стройте такую Россию, которая озарила бы весь остальной мир».
В открытом письме к трудящимся Советского Союза по случаю официального пуска Днепрогэса днепростроевцы писали:
«Пройдут годы, великая Советская страна наша построит еще более грандиозные станции на Волге, а потом на Ангаре, но навсегда в памяти трудового народа останется великая и прекрасная поэма строительства самой крупной пока в мире гидростанции на Днепре».
Пуск объекта совпал с другим примечательным событием: автор проекта Днепрогэса профессор И. Г. Александров, начальник Днепростроя А. В. Винтер и главный инженер Б. Е. Веденеев единодушно были избраны действительными членами Академии наук СССР. Когда к академикам А. Н. Крылову, К. И. Шенферу и Г. М. Кржижановскому обратились с просьбой дать отзыв о трудах этих выдающихся инженеров, они ответили краткой запиской: «Инженеры Винтер, Александров, Веденеев — строители Днепростроя. Этим все сказано. Достаточно было бы привести изображение Днепростроя и сделать надпись: «Вот труды их!» Законченный Днепрогэс был прекрасен и величествен. Бетонный массив плотины, исполинской дугой перегородивший Днепр, образовал искусственное озеро — озеро Ленина. У правого берега на четверть километра протянулось здание машинного зала, облицованное розовым артикским туфом.
В зеркальных стеклах огромного эркера солнечными бликами отражались днепровские воды. На древней Хортице и на левом берегу поднялись ажурные 75-метровые мачты высоковольтной линии электропередач. Замыкали гидроузел гигантские бетонные ступени трехкамерного шлюза и причалы новой гавани. И кто бы ни приезжал на Днепрогэс, каждый восторгался оригинальной формой сооружений, красотой найденных пропорций. В этом большая заслуга академика архитектуры В. А. Веснина, всей возглавляемой им группы архитекторов — Н. Я. Колли, Г. М. Орлова, С. Г. Андриевского и других специалистов, разработавших архитектурную часть проекта гидростанции. Благодаря их творчеству Днепрогэс стал пионером промышленной архитектуры и служит ее классическим образцом. 1 мая 1933 года по бетонным ступеням Днепровского шлюза торжественно поднялся первый пассажирский пароход «Софья Перовская». Открылось регулярное судоходство по Днепру от его верховьев до Черного моря, начала действовать водная магистраль Киев — Херсон.
Приняв из рук днепростроевцев эстафету замечательных свершений, украинские энергетики вписали новые страницы в летопись покорения Днепра. В 1939 году за безаварийную работу и освоение новых типов энергетического оборудования Днепрогэс имени В. И. Ленина был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Литература: "Огни Днепростроя" (фотокнига). Киев, «Мистецтво» 1980 год.