Кичкасская переправа
Любой запорожец легко расскажет, как добраться до Павло-Кичкаса — северного «заводского» района города. Можно воспользоваться трамваем или троллейбусом, подойдет и маршрутка, в крайнем случае - такси. Для нашего же путешествия в глубь веков - а именно там среди диких скал и бурных потоков лежит разгадка тайны столь привычного ныне и даже несколько затертого в современном обиходе географического имени - понадобится другой транспорт и помощь историков, краеведов, фольклористов.
Воображение, подкрепленное старыми днепровскими лоциями и заметками пытливых исследователей старины, легко переносит нас во времена, когда Днепр был перегорожен порогами. Так вот самое узкое место в порожистой части Славутича находилось после Вольного порога как раз в районе нынешнего Павло-Кичкаса — в так называемом Волчьем Горле между нынешним левобережным грузовым портом и островом Ленина. Ширина днепровского русла тут равнялась 86 сажен, или 183 метра. Остров Ленина посреди одноименного озера когда-то представлял собой возвышенный мыс на правом берегу Днепра. Есть, кстати, версия, что именно он, а не нынешний остров Байды именовался когда-то Малой Хортицей. Возвышенный скалистый мыс был заметен издалека и вполне мог быть принят древними путешественниками за господствующую высоту, а поэтому и назван Карийским (греческое «кари», «карион» - вершина, высота).
В старину через Днепр в пределах нашего края находилось несколько переправ. По словам, скажем, посла Эриха Лясоты, в районе острова Таволжанского (он расположен напротив села Орловского) у татар была главная переправа. Среди днепровских жителей известностью пользовалась переправа между нынешними Никополем и Каменкой-Днепровской, которая называлась по имени первого поселенца Микитиным перевозом. В старину эту переправу и заставу при ней содержали запорожские казаки, которые с тех, кто переправлялся через Днепр, брали особую пошлину - «мостовое».
Между этими двумя днепровскими дорогами со времен первых поселенцев за порогами существовала третья переправа, которая называлась Карийским (Крарийским)перевозом. К своему роду хоть через воду. О древности и местном происхождении названия свидетельствует гипотеза, согласно которой в основе топонима весьма ощутим свой крепкий степной «киммерийский» корень. Константин Багрянородный, повествуя о переходе торговой флотилии руссов из Киева в Константинополь, упоминает о переправе Крария (Крарийском перевозе). Напрашивается связь названия с громким именем местного вождя, воины которого контролировали переправу, или наоборот речь идет о герое, покорившем обитавшие по берегам Днепра племена. В1594 году переправа становится известной под названием Кичкасской.
Тюркское «кичкаш» означает - короткий, а «кискач» — клещи. Значение обеих тюркизмов вполне подходит к характеристике полноводной реки, которая в этом месте, как клещами, стиснутая скалами превращается в узкий проход. Кичкасом (Кичка-совкой ), кстати, назывались не только мыс и переправа, но и речка, впадающая в Днепр слева. Боплан даже предположил, что правобережный скалистый мыс позаимствовал свое имя у небольшой левобережной речки. «Кичкасовка впадает в Днепр или Борисфен со стороны Татарии, - читаем мы в его «Описание Украины». — От нея получил свое название мыс, омываемый Днепром и окруженный двумя неприступными скалами, между коими лежит низкая лощина, в две тысячи шагов, служащая единственным проходом».
Во время строительства Днепрогэса на территории села Вознесенка во время раскопок было обнаружено земляное сооружение, названное позднее «вознесеновским хрингом» - так в раннем средневековье назывались укрепления, которые в плане представляли собой замкнутую фигуру. Предполагают, что тут в VIII веке располагался вооруженный отряд для охраны переправы через Днепр. Через много веков переправой этой по-прежнему пользовались и жители правобережной немецкой колонии Кичкас (Эйнлаге), образованной в 1789 году немцами -меннонитами, и селяне левобережной крепостной деревеньки Павло-Кичкас. Первая часть топонима произошла от имени владельца ранговой дачи графа Павла Сергеевича Потемкина (племянника Григория Потемкина). Позже селение по имени помещика Маркуса называлось еще Маркусовкой. В 1904 году на месте паромной переправы был построен большой арочный Кичкасский мост.
Владимир Супруненко