Между берегами
Два бревна, а сверху доски - вот и весь мостовой переход в первом населенном пункте, через который протекает Днепр. Достаточно, чтобы перешагнуть с правого берега на левый. Или наоборот. Вот от таких мостиков и вьется тропка к стремительным магистралям, ведущим к мостовым беконным и железным гигантам через широкий и могучий Славутич. Свое путешествие по Днепру я начал с истока. Продвигаясь к устью, встречал по пути самые разнообразные мостовые переходы. Время от времени, правда, я «нырял» в старину, когда река вольно несла свои воды между пустынными берегами, а люди придумывали разные способы преодоления стремительного речного потока. Для запорожских казаков не составляло труда в мгновение ока перебраться через любую водную преграду.
«Переплавами» у лутарей назывались речушки и протоки, которые можно было преодолеть вплавь. Казаки были отличными пловцами, поэтому они легко (особенно, если рядом был верный конь) перемахивали днепровские разливы. В преданиях о казацких характерниках есть рассказы об удальцах, которые могли «перебираться через реки на суконных войлоках или рогожевых циновках». Что ж, для изобретательного и умелого казака действительно ничего не стоило, скажем, связать из того же рогоза или тростника небольшой плотик, на который он клал седла и оружие, а сам вместе с лошадью плыл рядом. На одном из рисунков французского художника Ж.А.Мюнца изображена казацкая понтонная переправа. Это поставленные через всю ширину реки одна возле другой лодки, на которые настелены доски. Переправляясь через реку на суденышках различных конструкций, казаки нередко клали поперек них толстые жерди, к концам которых привязывали лошадей (для равновесия по одинаковому числу с каждого края).
Когда же и где был построен первый мост через Днепр? Первое летописное упоминание про Спасскую переправу через Славутич датируется еще 1115 годом. Это был первый «плавающий» мост, который соединил берега Днепра. Еще можно встретить на Днепре и его притоках капитальные деревянные мосты. Во всяком случае торчащие из воды замшелые и обросшие травой сваи. А самым большим деревянным мостом считается тот, который был сооружен в Днепропетровске в 1944 году. Длина его достигала 1741 метра, а высота над уровнем воды почти 14 метров. Первым же капитальным мостовым сооружением через Днепр был Цепной мост, построенный в Киеве в 1853 году. Вообще в Киеве самое большое количество городских мостов через Днепр. Здесь же находится и самый длинный на Днепре пешеходный мост - это почти полукилометровый Парковый мост, который соединяет центр Киева с Трухановым островом. А где вообще находится самый длинный на Днепре мост? Тут Киеву придется поступиться первенством с Херсоном. Именно вблизи этого южного города построено сплошное мостовое балочное железобетонное сооружение, которое вместе с земляными вставками имеет длину около пяти километров.
Есть свои мостовые рекордсмены и у нас. Скажем, криволинейный мостовой переход, который пролег через аванкамеру шлюза плотины Днепрогэс-2. Описание его конструкции — оригинальной и единственной в своем роде — обошло все специальные журналы мира. Вообще сама плотина Днепрогэса, которая является архитектурной гордостью Запорожья, его своеобразным символом, представляет собой уникальный дугообразный мостовой переход через Днепр. Между прочим, до войны по плотине ходил трамвай. По одному из проектов через Днепрогэс должна была проходить железная дорога. «Человек сказал Днепру: - Я стеной тебя запру», — провозгласил когда-то поэт. В 1932 году человек, «заперев» реку бетонной громадиной, изменил первозданный природный облик всего края. Остается, правда, утешаться утверждением технократов, что это одна из грандиознейших и красивейших плотинных перемычек в мире.
Самым первым в нашем крае капитальным мостом через Днепр можно считать Кичкасский. Рядом с островом Ленина до сих пор торчит бык опоры этого одного из красивейших в мире мостов. Его строительство началось в 1900 году. А через два года мост был собран и испытан. Разработкой проекта этого единственного в России большого арочного двухъярусного мостового перехода через Днепр занимался инженер Л.Проскуряков, учитель будущего академика Е.Патона. Его официальное открытие состоялось в апреле 1904 года. Кичкасский мост, сделав уездный Александровен центром торговли всего края за порогами, стал крупнейшим в мире металлическим консольным мостом. В 1931 году мост был демонтирован в связи со строительством Днепрогэса.
Его функции перешли к одно-и трехарочному мостам через Старый и Новый Днепр, которые в честь автора проекта были названы «мостами Стрелецкого». Одноарочный мост через Старый Днепр имел протяженность 370 метров. В свое время это был самый большой однопролетный мост в Европе. После войны на месте разрушенных металлических мостов были сооружены железобетонные красавцы - мосты Преображенского (названы в честь автора проекта Б.Н.Преображенского). При строительстве мостов многое в практике мостостроительства приходилось делать впервые, например, послойное бетонирование. Впервые было применено блочное армирование бетона и блочные опалубки. Мировая практика в те годы еще не знала железобетонных мостов с такими пролетами. Уникальные мостовые Переходы планировались как «памятник сталинской эпохе». В начале 70-х годов прошлого столетия начали возводить арочный мост через Старый Днепр (с Правого берега на остров Хортицу).
По мнению специалистов, этот мост такого большого пролета с гибкой аркой и жесткой балкой стальной конструкции вполне претендует на одно из первых мест в списке мировых мостовых рекордов. А знаете где искать самый длинный на Украине висячий мост? В 1980 году на границе Запорожской и Днепропетровской области через Днепр был построен аммиакопровод со служебным проездом транспорта длиной 780 метров. В коллекцию рекордов, возможно, войдут мостовые переходы, которые строятся параллельно мостам Преображенского. Впервые, кстати, через Днепр в нашем крае проляжет грандиозный вантовый мост. Еще один начертанный людьми путь между днепровскими берегами, еще одна перекрестная дорога...