Явись, Перун!
До тырла добежишь и увидишь... Не-е, острова уже не побачиш, хоча, когда погода держится... А место осталось и село наше стоит, тоже Перуном прозывается... Тут его нашли и разоблачили...»
Старик говорил отрывисто и торопливо, будто боялся, что не успеет выложить мне все. Мы стояли на ветреном взгорке. Отсюда как на ладони был виден косогор - сначала зеленый с белыми шарами цветов, потом каменистый, дальше простирался широкий, весь в солнечных блестках Днепр, вытянувшийся вдоль русла остров Таволжаный, далекий в солнечной дымке правый берег. Перун - небольшое сельцо в устье длинной с многочисленными боковыми ответвлениями в виде ложбинок и яров балки Таволжаной. Местность тихая, уютная, в тоже время в скалах, реке, далях ощущался какой-то былинный эпический подтекст. К нему прямое отношение имеет название села. Подобного больше нигде в Поднепровье не встретишь. В окрестных селах (правда, с различными вариациями в зависимости от возраста и житейского опыта) приезжим охотно поведают о глубокой языческой старине.
Верховное божество славян Перун - наш древнерусский Зевс-громовержец - выдвинулся на первое место в процессе создания государственности Киевской Руси как покровитель воинов и оружия. При Владимире ему и другим языческим богам было устроено в Киеве капище. По приказу князя верховному богу голову отлили из серебра, усы - из золота, а ноги сделали железными. В 988 году в связи с крещением Руси пантеон был предан огню. Больше всего досталось Перуну, который был низвергнут в Днепр. Быстрое течение подхватило идола (можно представить, как он почти стоя плыл по реке) и через сотни километров прибило к берегу в краю за порогами. По преданию, произошло это возле характерного скалистого островка между Будильским и Лишним порогами, где Днепр широкой петлей-лукой охватывает обширный полуостров. Тут с древних времен проходила переправа через Днепр, которую по острову называли Таволжаной (позже Языковой). До сих пор на песчаных отмелях, среди прибрежных камней, в устьях балок днепровской луки находят и осколки кремня, и кремневые ножи, и скребки, и костяные иглы, и наконечники стрел, и каменные молотки, и черепки горшков, и старые монеты. Началось с палеолита, с древних охотников на мамонтов, потом чередой здесь прошли степные народы.
- Возле самого Днепра, ближе к Перуну, гробки были - там «порядком» ховали, один коло другого, а чуть выше возле балки Тавлижанской курган стоял, меня тоже туда подрядили, там костяки «впритул» лежали, все вместе. При каждом, правда, своя «дань» была — у того горшечок, у того зеркало, у того шаблюка, - рассказывал мой провожатый, в глазах которого горело страстное желание направить русло мирной беседы в порожистую круговерть.
Обосновавшиеся у порогов представители разных племен и культур не могли не заметить небольшой, но «громкий» островок, который располагался чуть ниже переправы возле самого берега. По высоте, которая достигала почти ста метров, как свидетельствовали путешественники, это был «единственный остров на всем Днепре». В народе о нем можно было услышать самые невероятные истории. В скальных расщелинах нашли пристанище страшные филины-пугачи, на дубах «плодились» огромные орлы. «Заглянешь в гнездо, чего там только нет: и щуки, и головни, и ховрахи и качки. Так целыми и лежат про запас!», -рассказывали старые рыбари путешественникам. Особенно много по берегам и на самом острове было змей - «черных Гадюк и больших желтобрюхов». Удивительно, но и сам остров был похож на змеевидного монстра. Скала в северной части - голова, дальше — характерный провал (эту срединную часть в народе еще называли «перехватом», «перепоясцем»), на юге плоская каменистая гряда — хвост. В откосе западного берега находилась пещера. В памяти стариков сохранились предания и о различных черепках, «костяках» и кладах, которые находили в ней. Спрятанные сокровища связывали в основном с запорожскими казаками. Есть сведения, что они добывали на острове заменяющую стекло слюду-«лисняк». В лощине-«перепоясце» запорожцы выкопали погреб, обложили его камнем и зарыли целый каюк денег. В расщелине же, которая постепенно расширяясь, превращалась в обширный грот, уверяли бывалые люди, стояли столы, покрытые дорогими скатертями с золотой бахромой, а в глубине кто-то стонал.
С давних времен эту пещеру (а по нему и остров) называли Змеиной. И по сей день по днепровским берегам бытуют легенды о змее, который летал по свету и ему все поклонялись. Это не понравилось Богу, и он лишил чудище крыльев. Случилось это над днепровской лукой. Змей упал в воду и приплыл к скале, где и углядел нору. Там и спрятался. К этому гранитному острову и прибило волной свергнутого идола. Так гранитная громадина удостоилась имени главного языческого бога (местные жители, правда, непонятно почему еще называли островок Переном). Возможно, в связи с этим событием в народе стали рассказывать о царе-змее с тремя головами, который «когда летит, освещает весь мир, а огонь так и пылает». Ведь именно Перун был повелителем небесного огня - молний и грома (в старину в некоторых местностях «перуном» называли любой огонь). Среди местных легенд есть одна, которая прямо указывает, что свергнутый Перун превратился в огнедышащее чудище. Кстати, нет более величественного и жуткого явления, чем гроза в степи. Гигантская трещина раскалывает небо. Из нее тотчас выскальзывают щупальцы, которые вонзаются в землю, будто пытаются вырвать из нее все живое. Стень на мгновение озаряется ярким, словно последним светом. Все опять погружается во мрак, и тут раздается страшный грохот. Кажется, что вот-вот на землю посыпятся глыбы, которые погребут под своими обломками весь род людской. А тут еще рев воды в порогах. Так что не случайно степняки именно здесь в районе днепровской луки «разоблачили» грозного властелина огненной стихии. А дав островку его имя, они как будто на всякий случай заручились поддержкой небесных сил.
Вместе с порогами ушел под воду остров Перун. Однако память о языческом прошлом наших предков осталась. И не только в названии села. «И изверже его ветр на рень, и оттоль прослы Перунья рень», - читаем в летописи. Украинское «ринь» — крупнозернистый песок, гравий, а сибирское «рынь» — подводная глинистая или каменистая гряда. Предполагают, что Перуновой ре-нью могла называться отмель возле северо-восточной части Хортицы, где якобы нашел пристанище свергнутый в стольном граде языческий бог. Славянские поселения у порогов — южный форпост лесостепных славян на пути в «греки», зящищявитий опасные переправы. Неспокойной была жизнь в Запорогах. Неоткуда было ждать помощи. Надежда лишь на старых, проверенных временем и опытом предков судьбоносных богов. Лишь они могли подсказать, как противостоять стихиям и одолеть врага. Возможно, на одной из скал острова ночами горел огонь-«перун», предупреждающий путешественников об опасности. Костер могли разжигать и днем. Только это уже был жертвенный огонь, который разводили под священным дубом — деревом Перуна. Так или иначе, однако в основе названий и ушедшего под воду острова, и села, и отмели- «рени» древняя языческая традиция поклонени. I могучему богу-громовержцу.
Владимир Супруненко