Последний бой Святослава
Он поднял меч над чубатой головой и смотрит вдаль. Туда, где, пробившись через пороги, несет свои воды Славутич, где над его стремниной возвышается гористый зеленый остров, где над древними мшистыми скалами парят большие серебристые птицы. Он смотрит в глубь веков, будто пытается разглядеть в их дымной пелене берег, на котором настигла его печенежская стрела. По преданию, именно в районе порогов сложил свою чубатую голову легендарный Святослав. Где же, в каком месте это произошло?
Святослав, сын Игоря и Ольги, пожалуй, один из самых ярких персонажей нашей истории. Это был настоящий прирожденный воин, который лишь в битвах и походах видел смысл жизни. 6 «Повесте временных лет» читаем о нем: «Когда князь Святослав вырос и возмужал, он начал собирать воинов многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походе не возил с собой обозов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или зверину или говядину, пек ее на углях и ел; он не имел шатра, но спал подостлав чепрак, а седло в головах; такими были и все остальные его воины. Он посылал послов по странам, говоря: «Хочу идти на вас». Дальше в летописи сообщается о его великих и героических деяниях на всем лесном и степном пространстве Киевской Руси и за ее пределами. Он победил хазар, разорив их город Белую Вежу, завоевал ясов и касогов, одолел вятичей, «взял восемьдесят городов по Дунаю», покорив болгар, обложил данью греков.
На поле брани Святослав снискал себе доблесть и славу, в чистом поле с оружием в руках, как и подобает герою, он встретил свою погибель. В летописи сказано, что весной 972 года «приде Святослав в пороги, и нападе на него Куря, князь печенежский, и убиша Святослава...». А вот что об этом написано в «Истории» придворного византийского хрониста Льва Диакона: «Но печенеги, многочисленный пастушеский народ, всеядный, кочующий и живущий большею частью в кибитках, нечаянно на пути напали на него, всех почти истребили и его самого со всеми прочими убили, так что весьма немногие из всего великого русского войска благополучно возвратились под отеческие кровы». Предание гласит, что череп Святослава печенеги оковали золотом и сделали из него чашу, черпая из нее на пирах мужество и удаль русского рыцаря.
Многие исследователи русской старины пытались разобраться с событиями тех времен и определить место последней кровавой сечи Святослава. Исследователь запорожского казачества Дмитрий Яворницкий углядел в порожистой части Днепра несколько усеянных костьми мест, где могла происходить « битва между печенежским ханом Куря и русским князем Святославом, который, сражаясь в виду порогов со своим противником, сложил здесь свою «чубатую» голову и послужил как бы прототипом также «чубатых» запорожцев, уродившихся за порогами Днепра». Хлопотами Яворницкого в начале двадцатого века в селе Никольском Екатеринославской губернии (нынешняя Днепропетровщина) над грозным Ненасытецким порогом была укреплена чугунная плита с надписью: «В 972 году у днепровских порогов пал в неравном бою с печенегами русский витязь князь Святослав Игоревич». Несколько лет назад, путешествуя по местам бывших порогов, я побывал в Никольском. Сторож расположенного над прибрежными валунами детского оздоровительного лагеря показал мне прикрепленный к мшистой скале этот памятный зцак, которым отмечено одновременно и место самого грозного порога, и героическое деяние полководца. Плита раньше располагалась непосредственно над порожистой грядой, потом, когда поднялась вода, ее перенесли выше.
Еще один памятный знак на месте вероятной гибели Святослава установлен на северной оконечности острова Хортица. Вот как описал последний рукопашный бой князя на хортицких скалах украинский писатель Семен Скляренко в романе «Святослав»: «Остался один Святослав... Но и один он шел вперед - с мечом в правой руке, со щитом в левой. Какой-то печенег подскочил сбоку к нему и перебил левую руку - князь Святослав уронил щит, однако у него оставался еще меч. Несколько стрел вместе воткнулись в его грудь, но князь шагнул дальше... И вдруг, как переломленное копье, упал на землю... «Интуитивно писатель, как считают некоторые краеведы, «угадал» место последнего боя Святослава. Впрочем, есть и другие версии. Дореволюционный этнограф Яков Новицкий, посвятивший изучению запорожской старины всю свою жизнь, предположил, что печенеги напали на дружину князя возле Пурисовых островов, которые находились в черте нынешнего индустриального Запорожья чуть выше Днепрогэса. «Мы сделали раскопы, - писал этнограф, - и нашли в одном месте одни скелеты без голов, в другом — черепа с нижними челюстями без шейных позвонков... Все это наводит на мысль о когдатошнем страшном в этом месте побоище. Что это? Уж не бой ли Святослава Игоревича с печенегами?» Возможно, отряд Святослава именно здесь натолкнулся на засаду врага, а часть воинов все-таки сумела переправиться на Хортицу или прорваться к Пурисовым островам, где и приняла последний бой?
Но почему памятник Святославу установлен непосредственно в черте города Запорожья - на так называемой Вознесеновской горе? Место это высокое, приметное, светлое. Когда-то здесь в окружении абрикосовых и вишневых садов по косогору сбегали к Днепру белые хатки села Вознесеновка. В 1930 году историко-археологическая экспедиция в связи со строительством Днепрогэса производила раскопки по берегам Днепра, в том числе и на Вознесеновской горке. Работами руководил Владимир Гринченко (брат известного украинского писателя и культурного деятеля Бориса Гринченко). Сначала был обнаружен курганный могильник, потом в ходе раскопок обозначилось земляное укрепление, которое имело форму вытянутого прямоугольника. В центре этого сооружения и находился так называемый Вознесеновский (Кичкасский) клад. В нем оказалось до 1500 золотых вещей, большинство в виде деталей оружия, бляшек. Они были украшены сложной ювелирной техникой и в основном предназначались для украшения кожаных изделий.
Самую большую ценность представляла серебряная фигурка орла со змеей в лапах и скульптурное изображение льва. Многие предметы сильно пострадали от огня. Характерно, что тайник был проткнут тремя саблями. Возможно, это своеобразный ритуал, которым сопровождалось погребение вождя. Какого? Чьего рода-племени? В древности Возне-сеновская гора господствовала над рекой и была удобным местом для дозорного пункта или сторожевого поста. Вполне вероятно, что здесь находился временный укрепленный лагерь славян, которые контролировали речной путь «из варяг в греки», броды и переправы через Днепр. Узнав от разведчиков о засаде возле Кичкасской переправы, Святослав решил пробираться на север глухими степными балками. Этот путь, кстати, предложил ему и отцовский воевода Свенельд, посоветовав: «Пойди, князь, на конях стороною, ведь в порогах стоят печенеги». Причалив к берегу возле Вознесеновской горы, Святослав поднялся со своей верной дружиной в лагерь. Каким-то образом печенеги узнали об этом и внезапно напали на пост. Его защитники не смогли сдержать натиск. Тут князь и принял последний неравный бой. Позже уцелевшие соратники по древнему воинскому закону пращуров совершили обряд погребения великого полководца.
В 1951 году в Канаде была издана работа профессора Михаила Миллера «Могила князя Святослава». Профессор, который был, кстати, участником экспедиции и принимал участие в раскопках клада, утверждал, что княжеский могильник расположен «в совершенно исключительном месте, единственном в своем роде на всем протяжении Днепра от порогов до Черного моря». Миллер и предложил назвать Вознесеновский холм «Горой Святослава», а на склоне установить памятник «чубатому» предку запорожцев. «Пухом тебе земля, дымом дорога!», - напутствовали русские воины своего храброго вождя, разжигая погребальный костер. Сегодня его отблески на бронзовой фигуре витязя, застывшего над Днепром...
Владимир Супруненко