Замок в степи (замок Попова)
Замок стоит на холме, склоны которого уступами спадают к железной дороги. Из окон скорых пассажирских поездов (они редко останавливаются тут) хорошо видны и крепостные зубчатые стены, выложенные из красного кирпича, под которыми мирно пасутся козы, и башни, увенчанные куполами с остроконечными шпилями, взметнувшимися в белесое знойное небо. Вместе с облаками замок как бы плывет над пристанционными постройками, утопающими в садах хатками, серыми дорогами, опоясывающими районный городок. Из какого времени это необычное сооружение? Как и когда оказалось оно здесь в степной полуденной стороне?
Райцентр Васильевка расположен на левом берегу степной речушки Карачекрак, которая впадает в Каховское море, образуя в устье широкий залив. Здесь через нее и переброшен железнодорожный мост, рядом с которым проходит магистральное шоссе Москва-Симферополь. Ни поезда, ни автомобили, спешащие к теплым морям, мимо Васильевки и ее уникального замка не проедут. Этот тихий, утопающий в зелени районный городок расположен на берегу моря. Правда, рукотворного, созданного человеком сравнительно недавно.
До образования Каховского водохранилища поселение, основанное в конце XVIII столетия запорожскими казаками и беглыми крепостными селянами, находилось на границе днепровских плавней и степи на левой стороне реки Конки, которая по Белградскому трактату 1739 года стала границей между Россией и Крымским ханством. Вскоре однако Российская империя стала полновластным хозяином в Таврической степи. По разным поводам различным военачальникам, чиновникам и фаворитам доставались здешние полупустынные земли. Многие именитые землевладельцы, бывшие собственниками ранговых дач по берегам Днепра и его притоков, оставили свои имена на карте края за порогами. И большинство топонимов, связанных с освоением полуденной степи, пережив лихие времена войн, революций и переименований, донесли до нас дух полуденной степной вольницы. В памяти потомков и славные деяния наиболее энергичных и талантливых представителей той эпохи. Расшифровывая местные ойконимы, краеведы часто вспоминают одного из наиболее харизматичных фаворитов Екатерины Второй Григория Потемкина.
В начале девятнадцатого века, скажем, на правом берегу Конки (это километров двадцать севернее Васильевки) было основано село Юльевка. Сначало оно, как и соседние села и хутора, принадлежало самому Потемкину, а потом перешло в собственность его племянницы Екатерины Скавронской. Считается, что селение названо по имени ее второго мужа итальянца по происхождению, рыцаря Мальтийского ордена, российского контр-адмирала графа Юлия Помпеевича Литта. Однако более вероятно, что название село получило от женского имени Юлия. Так звали внучку Екатерины Скавронской, которая с ранних лет жила неподалеку в селе Григорьевском и воспитывалась в семье Литта. После смерти жены граф Литта перенес свою привязанность на внучку Юлию (поговаривали даже, что она могла быть его дочерью), Которой были завещаны огромные богатства - в том числе южные имения на Конке. Юлия (по первому мужу Самойлова) была возлюбленной знаменитого художника Карла Брюллова. Ее портреты можно отыскать на многих картинах мастера (в том числе и на всемирно известном полотне «Последний день Помпеи»). Кстати, от графа Литта Юлие досталась знаменитая картина «Мадонна Литта» кисти Леонардо да Винчи (ныне находится в Эрмитаже). Покидая Россию (последние сорок лет она прожила в Италии и Франции), Юлия Павловна продала свои степные поместья (в том числе и Юльевку) министру финансов графу Е.Канкрину.
После 1784 года несколько поселений Мелитопольского уезда по указу Екатерины Д стали собственностью начальника канцелярии Г.Потемкина генерал-майора Василия Степановича Попова, которые он сразу же начал заселять своими крепостными из Екатеринославского и Черниговского наместничеств. Центром земельных владений Попова стало селоВасильевка. Впоследствии Попов был назначен секретарем Екатерины II. Писатель Валентин Пикуль в своем историческом романе «Фаворит» так описывает службу Попова у светлейшего князя: «С некоторых пор появилась и тень его, всюду Потемкина сопровождающая. Василий Степанович Попов — отпрыск захудалого сельского попика, от сохи и лаптей пробивший себе дорогу к славе и почестям».
Фамилией знатного вельможи было названо село вблизи Васильевки. Ныне это селение Верхняя Криница, а название села перешло на станцию Попово. Сын основателя Васильевки Павел Васильевич Попов был боевым генералом, героем Кавказа. Нынешнее село Широкое Васильевского района раньше называлось Эристовкой — в честь жены Павла Попова. Елена Александровна Эрнстова по материнской линии была потомком всех грузинских царей, начиная еще от царя Ашота I. Фамилия Эрнстовых (Эристави) происходит от титула эристави (древнегрузинское «эри» - народ, люди и «тави» - начальник). Один из углов села до сих пор называется Эристовкой.
Самый заметный след в крае оставил тезка и внук основателя Васильевки Василий Павлович Попов. Он в частности построил дом (ныне в нем отделение скорой помощи местной больницы) для управляющего имением Василия Львовича Перовского. Его отец был одно время губернатором Санкт-Петербурга, а сестра - Софья Перовская - активным участником движения революционного народничества. В 1881 году за убийство царя Александра II она вместе с четырьма другими народовольцами была казнена.
Архитектурной достопримечательностью не только края, но и всей Украины, всего ее степного юга стало единственное помещичье замковое сооружение, которое в народе называют «замком Попова». Еще он известен как Васильевский замок. О былой мощи, величие и великолепие замка можно судить по остаткам стен и некоторых строений. Василий Павлович Попов в конце XIX века, желая удивить современников и возвеличить деяния предков, построил чудо-дворец, с башен которого открывался изумительный вид на степь и роскошный плавневый Великий Луг. Качество кладки стен не имело равных не только в России, но и за рубежом. Рассказывают, что некоторые строения проектировал сам М.Бенуа. Среди замковых сооружений выделялась осмотровая площадка, выложенная мраморными плитами в шахматном порядке. Гости (а среди них были и вельможи из европейских стран), обозрев окрестности, переставляли по ним шахматы величиной с десятилетнего ребенка.
В замке находились обсерватория и метеостанция. В образцовом порядке содержался музей оружия и произведений средневекового искусства, библиотека старинных книг, этнографические комнаты. Да, были в замке и такие помещения. В индийской, китайской, турецкой, грузинской и других комнатах-музейчиках (всего пятнадцать!) находились куклы-манекены, одетые в национальные одежды. В турецкой комнате, например, по свидетельству очевидцев, турок в чалме «сидел за столом, курил кальян и даже дым изо рта пускал. В парке были установлены скульптуры итальянского мастера Лангобарди. Поговаривают, что из замка на Лысую гору вели подземные хода, по которым можно было проехать в карете.
Все это, увы, в далеком прошлом. Однако некоторые детали (по ним, даже не напрягая фантазию, можно судить о былом великолепии) остались. Замок находится неподалеку от оживленной трассы. Есть даже специальный указатель. В замковом музейчике вам предложат оставить автограф в книге отзывов. Полистав ее, я нашел весьма примечательную запись одного видного архитектора: «Величие и гармония форм завораживает. Зияющее ранами забвение взывает к милосердию. Уважаемые меценаты, откройте свои души и помогите воскресить великолепие, которому нет равных в Украине».
Владимир Супруненко